YouTube   VKontakte   Facebook   Twitter   Google+   Instagram

Periscope   Livejournal   Ok   Blogspot   Pinterest   Написать письмо

 М.В.Попов. "Социальная философия". Часть 2 RSS News

ИСТОРИКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ > Социальная философия

Михаил Попов

Рассказывает профессор
М.В.Попов

Часть 2.
Социальные формы движения материи

Перейти к  перечню выпусков >>



Текстовая версия

Вторая лекция называется у нас «Социальная форма движения материи». Начнём с самого простого, с материи. Это загадочное понятие и некоторые хотят про него нечто большое и долгое или рассказать или услышать. Но на самом деле это самое простое понятие. Как образуются самые простые понятия? Постепенно от всего конкретного люди отвлекаются. Отвлекаются, когда берут не суммы вещей, не суммы предметов, не суммы людей и их действий, а берут только то, что можно охарактеризовать одним словом «есть».При чём есть так, что оно есть одно отдельно от другого, а то, что можно взять как одно целое, как единое. Можно сказать, что материя – это то единое, что есть. Вот и всё определение материи, то единое, что есть. Энгельс, например, говорил, что единство мира в его материальности. Ну а что есть то единое, что есть; что это такое есть? На этот счёт у философов есть прямо противоположные позиции. Есть, собственно, три варианта ответа на вопрос «что первично», материя или её отражение в нашем сознании – идея.

Материалисты говорят, что первична материя. Материя, она развивается, она доразвилась до животного мира, а животный мир доразвился до такого уровня, что уже характеризуется познанием этим животным миром и самого этого животного мира и в целом материи. Животное, обладающее сознанием – это человек. То есть та материя, которая доразвилась до того, чтобы отражать и себя и весь мир, вот эта материя и называется человеком. Человек есть: 1) животное общественное, 2) трудящееся, 3) общественное, 4) разумное. Вот то, что характеризуют человека. Материалисты говорят, что первична материя, а вторично сознание. И сознание есть свойство высокоорганизованной материи. Это не часть материи. Точно также вы же не скажете, что ваш рост – это ваша часть. Вес и рост – они характеристики меня как целого. Также и сознание характеризует человека, но не является его частью. Хотя были такие философы в своё время: Л. Бюхнер, К. Фохт и Я. Молишотт, которые думали, что мозг также вырабатывает мысль, как печень вырабатывает желчь. На самом деле, сознание это свойство высокоорганизованной материи отражать мир. И вся материя обладает свойством отражения: вы бросите мячик в стенку, и он отразится. То есть любая материя она как-то реагирует на любую другую. Вода реагирует на лучи Солнца; если вы бросите предмет в воду – от него пойдут круги и так далее и так далее. Нет таких элементов материи, которые не реагировали бы на другие элементы, они так или иначе друг с другом взаимодействуют. В развитой форме, как мы встречаем у человека, это свойство материи отражать самою себя, это приобрело вид сознания, как свойство высокоорганизованной материи отражать себя и в целом весь мир.

Есть философы идеалисты, которые говорят, что есть только идея в мире и больше ничего нет. Идея, сама себепротивопоставляясь и развиваясь, доразвилась до материи. И вот эта материя, в точности как рассказывают материалисты: развилась до материи, человек стал познавать материю и познал идею. И идея пришла сама к себе. Вот если мы возьмём не диалектику, как выдающееся произведение Гегеля и его выдающийся вклад его в человеческое мышление, а возьмём философскую систему Гегеля, то это, как раз, идеалистическая система. Правда, вот если вы возьмёте «Науку логики» Гегеля, она начинается вовсе не с идеи, а начинается она с бытия, чистого бытия. Поэтому она выглядит как сугубо материалистическая и поддаётся материалистическому истолкованию. То есть одни философы – идеалисты, толкуют науку логики как идеалистическую работу, как движение только мыслей, а другие, то есть материалисты, как материалистическую работу, которая показывает, как отражение в человеческом сознании вещей, природы, общества происходит через человеческий язык и через деятельность людей, через практику.

Есть ещё одна форма отношения сознания к бытию. Это, так называемый, солипсизм. Если я солипсист, то я считаю: есть только я и есть мои ощущения, больше ничего нет. Все вы, все ваши дела, это всё у меня в голове, как некий сон. Если это только в моей голове, то, как вы понимаете, опровергнуть это логически нельзя. Если вы будете стоять на точке зрения, что есть только вы и больше ничего нет, то это такая экзотическая философская система, которая не может быть логически опровергнута. Опровержением её является только практика. Наиболее близка к практике и к развитию науки, поскольку все учёные и все практики они все материалисты, стихийные материалисты, конечно – такая доктрина, как материализм. Или с точки зрения другого принципа – рациональности мышления – материализм рациональнее идеализма. Если мы не берём начальную часть - абсолютную идею, а берём стразу материю, и потом материя развивается до своей высшей формы, до человека, обладающего сознанием, которое отражает материю – на этом и заканчивается такой философский круг. А если мы ещё поставим идею вначале и ещё в конце, то получим лишние движения, которые не дают каких-то научных результатов.

Вот поэтому, тот курс, который я буду читать – это курс материалистический. Но не надо понимать: если курс материалистический, то содержание его вложили вклад только философы материалисты. Например, тот же Гегель, как известно объективный идеалист. И вообще тот или иной философ вносит вклад независимо от той философской позиции, которую занимает, важно – какие результаты они получили. Потом, в более высокой философской концепции, эти позиции в целом соединяются и встраиваются в более высокую систему. И вообще, критика ошибочных, неверных систем не сводится к тому, чтобы их отвергали, выбрасывали, а к тому, чтобы найти им место в общей системе. Например, если вы поставили себе какую-то цель, у вас есть идея. (Идея – это не любая мысль.То что у нас хорошая погода – это не идея. Идея отвечает на вопрос «что сделать»). Если вы что-то задумали, если у вас есть концентрация мысли на какой-то цели, а цель – есть предвосхищение какого-то результата, результата какой-то деятельности, вот тогда вы начинаете двигаться к этой цели. Что у вас первично? Первична у вас идея, а вторичен результат. То есть, то, что вы делаете – это будет вторично. А когда вы что-то производите? Когда вы реализуете любую свою идею: на практике, в представительстве дома, при совершении какого-то пути, при создании какой-то организации, при преобразовании общества в целом, при совершении революции – сначала идёт идея (для неё, конечно, есть материальные основания, она коренится в экономических интересах), потом эта идея реализовывается. Вот этот виток, это практическое движение, оно сродни тому, как оно обрисовано в идеалистических концепциях. Идея первична, а результат материальный вторичен. Сначала вы решили пожарить картошку, потом её почистили. Это действие вполне отражается идеализмом. Поэтому при полной противоположности этих двух концепций, надо понимать: когда вы изучаете философию, вы не можете отбросить какую-то концепцию только на том основании, что автор её идеалист или материалист. И Ленин говорил так: умный идеалист лучше глупого материалиста. Надо сказать, само становление современно материализма, как диалектического, или исторического оно было связано с соединением диалектики, которую разработал Гегель с выдающимися работами Фейербаха. Затем Маркс и Энгельс показали, что нельзя ограничиваться созерцательным материализмом, что я как человек, который наблюдает мир – это всё отражаю. Этот фейербаховский, созерцательный материализм, он ничего практике дать не может, он даёт позицию стороннего наблюдателя. А если речь идёт о преобразовании мира, то надо взять те противоречия, которые есть, в том числе противоречия идеи и материи, изучить их. Если забежать в самый конец «Науки логики», она трудная книга, а самый конец очень простой. Есть две идеи, одна идея – это идея отражения мира, а вторая идея – это идея его преобразования; первая идея диалектическая, а вторая идея практическая – идея добра, и соединение этой диалектической и практической идеи – это абсолютная идея, или идея истины. Мы вообще должны стремиться к истине, и задача стоит не только в том, чтобы познавать мир, но и в том, чтобы его преобразовывать. Вот ради этого и надо изучать социальную философию.

Так обстоит дело с этим вопросом. При этом, когда мы говорим, что в основе лежит материя, мы должны принять, признать, что у материи есть различные уровни движения. Есть молекулярный уровень, есть атомный и так далее, есть уровень больших тел. В зависимости от уровня организации материи существуют и различные формы движения. Не движущейся материи нет, материя существует только как движущаяся, движение есть способ её существования. Всё, что мы говорим в отношении покоя, как вы понимаете, чисто относительное. Земля несётся с огромной скоростью по траектории вокруг Солнца, Солнце вместе с нашей Вселенной тоже совершает соответствующее движение, всё движется. Мы можем спать в поезде, а в это время поезд несётся по железной дороге. Мы сидим в самолёте и, может быть, пьём чай, а в это время он со скоростью 800 и более километров в час несётся к назначенному пункту. То есть, то, что мы называем покой – это всегда относительно, покой по отношению к какой-то точке отсчёта. На самом деле, ничего, кроме движения нет, всё движется, вся материя находится в движении.

Но! Мы различаем: физическое движение или механическое движение, химическое движение (химизм), органическое движение или органическую форму материи, или биологическую форму материи и, соответственно, движение биологических форм материи, а также высшую, общественную форму движения.

Сразу хочу сказать, широкое распространение получило утверждение: сущность человека биосоциальная. Это очень неудовлетворительное утверждение, потому что с таким успехом можно сказать: сущность человека химико-био-социальная, поскольку в биологических процессах заключены химические. А поскольку химия изучает движение атомов и соединение их в молекулы, можно сказать – это физико-химико-био-социальная сущность. Когда мы имеем дело с некоей матрёшкой, когда высшая форма заключает в себе все более низшие формы, то есть: и биологическую, и химическую, и физическую, и механическую, то никакой нужды ставить рядом самую высокую форму движения материи – социальную и биологическую, конечно, нет. Достаточно сказать: высшая форма движения материи – социальная, человек относится к высшей, социальной форме движения материи. Иногда спрашивают: в чём сущность человека? То, что сущность человека (как я уже сказал, человек это животное: общественное, трудящееся, говорящее и разумное – это по отношению к человеку, как материальной единице) может быть понята только с пониманием всех общественных отношений. Поэтому бытие человека – это то, что он есть такое высокоорганизованное животное. А если речь идёт о сущности человека, то надо разобраться в общественных отношениях. Вот этим, собственно говоря, этим занимается социальная философия, в той части, которая относится к всеобщим моментам, к всеобщим законам.

Если мы, применительно к решению вопроса: что первично, а что вторично, говорим, что первична материя, а сознание вторично, то этот же самый вопрос – основной вопрос философии – должен быть поставлен и по отношению к обществу. Что вот в обществе, как, что тут первично, а что вторично? Так вот для этого отдельно нужно ввести понятие общественного бытия. Что такое общественное бытие? Это самовоспроизводство общества, а самовоспроизводство общества сводится к воспроизводству людей и материальных благ. На первых этапах развития человечества – основным было производство людей и кровно-родственные отношения, а материальное производство было зачаточным и сводилось сначала к собиранию, потом к зачаточному производству, а затем на первое место вышло материальное производство и оно теперь играет ведущую роль, но кровно-родственные отношения не исчезли. Для тех, кто хочет в этом разобраться, я рекомендовал бы блестящую книгу Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», которая недавно издана издательством «Азбука Классика», с хорошим портретом Энгельса маленького формата. У нас она продавалась, и я видел её многократно в университетском магазине, она разбиралась и снова её туда привозили. Энгельс вполне доступен, также как сегодня доступен «Капитал» Маркса, его в прекрасном издании продавали в «Буквоеде», но, правда, очень дорогой. Для тех, у кого не так много денег, Маркс, может быть и по карману на сегодняшний день.

Применительно к пониманию бытия, что бытие – это производство материальных благ, производство и воспроизводство непосредственной жизни, тот же самый тезис, относящийся к основному вопросу философии, применительно к обществу звучит так: общественное бытие определяет общественное сознание, то есть общественное сознание определяется тем, каково производство. А более конкретно это выражается следующим образом: какие мысли в голове господствующего класса, вот эти же мысли определяют господствующие мысли общества. Поэтому мы, опираясь на этот тезис об определяющей роли материального производства, можем сказать, что во всяком обществе мысли господствующего класса определят те мысли, которые в обществе преобладают. Например, в рабовладельческом обществе преобладают мысли рабовладельцев, а что касается мыслей рабов, то они там в счёт не берутся, поскольку рабы – это говорящие орудия, они должны быть рады, что их не убили, а дозволили работать на своего хозяина. В том же самом феодальном обществе картина такая, что там никаких выборов нет, там изначально благородные дворяне служат, составляют государственный аппарат, а что касается крепостных крестьян, то они ни до какого государственного управления вообще не допускаются, с их мыслями никто не считается, пока крестьяне не начнут организовывать восстания. Приходилось правящему классу считаться и с восстанием Булавина, и с восстанием Степана Разина, и с восстанием Пугачёва, хотя сами представления восставших не выходили из круга этих же самых идей: давайте царя, только доброго. Если вдруг предположить, что восстание оказалось успешным, то этот самый новый царь превратился бы в прежнего царя.

Соответственно, в нынешнем буржуазном обществе, поскольку основные богатства и основные средства производства принадлежат классу капиталистов, которые олицетворяют этот самый возрастающий капитал, то, естественно, в обществе господствуют буржуазные взгляды. Соответственно, опираясь на этот тезис об определяющей роли бытия, следует констатировать: в буржуазном обществе господствуют мысли буржуазного класса, поэтому до всяких выборов, до всяких голосований уже предопределено, что основная масса населения будет поддерживать буржуазную политику и буржуазную партию. На это направлена деятельность государства, во-первых, во-вторых, на эту цель направлена деятельность средств массовой информации, которые, в основном, находятся в руках правящего класса. Дилемма состоит в следующем: вы хотите, чтобы честно избрали буржуазные партии или не честно избрали буржуазные партии, вы хотите честного господства буржуазного класса или нечестного господства буржуазного класса. В любом случае, за скобками остаётся господство буржуазного класса, потому что оно предопределено не выборами, а как раз выборы предопределены этим. Я думаю, что это надо иметь в виду, и это приложение того, как мы понимаем основной вопрос философии применительно к обществу.


Понравился материал? Поделитесь с друзьями!



Теги: Михаил Попов

 Программы

 Радио КТВ


 Погода